Вас тоже привлекает романтика профессии фотографа? Давайте взглянем на предмет с разных сторон, чтобы не разочароваться, если вы всё же решите пойти в эту профессию.
Чем нас так привлекает работа фотографа? У каждого может быть свой набор причин, но если обобщить, то всё можно свести к тому, что фотография позволяет нам творить, проявлять себя и зарабатывать деньги.
Вроде всё просто — трудись, развивай своё дело, получай признание и гонорары. На первый взгляд, никаких подвохов. Их даже и на второй-то не будет видно. Тем не менее, опираясь на свой немаленький опыт в вопросе, поделюсь с вами тем, с какими препятствиями вы можете столкнуться. И это конечно же не ради того, чтобы напугать, а чтобы предупредить. Предупреждён — значит вооружён.
1. Зачем вам это?
Сначала нужно ответить себе на вопрос — а точно ли я хочу зарабатывать с помощью фотографии? Он может показаться вам странным или даже глупым, но не торопитесь с ответом.
Однажды фотограф Вячеслав Иванов сказал мне: «не спеши превращать своё хобби в работу». В этом совете скрыта большая мудрость. Ведь на самом деле, хобби — это чистое творчество, не обременённое никаким документооборотом, настройкой бизнес-процессов, решением существенных финансовых вопросов и прочими обязательствами, отвлекающими от самого процесса творчества. А зачастую такие задачи занимают бОльшую часть времени, если вы работаете на себя. Поэтому так важно в самом начале немного порефлексировать и решить, что для вас важнее — радость творчества или необходимость развиваться в профессии комплексно, набивать шишки, но пройти весь путь от начала и, если всё удачно сложится, до конца.
В моём случае я ни о чём не пожалел, но это точно не лёгкая прогулка даже сейчас. Хотя сейчас мне конечно проще, я уже понимаю как в моей профессии всё устроено и что нужно делать.
2. Нехватка денег
Это тоже один из камней преткновения творческого человека. Денег всегда не хватает — на фототехнику, на рекламу, на личные траты, на помощь родителям и так далее. Порой их не хватает настолько, что приходится залазить в долги и питаться дошиками. Если вы пока не умеете планировать свои доходы и расходы, то пора учиться это делать. Финансовые промахи для многих стали фатальными.
У вас есть работа? Не торопитесь её бросать и делать прыжок в неизвестность. Говорю об этом, потому что совершал такую ошибку. Было очень больно. Сейчас поступил бы иначе. Например, брал бы заказы на выходные или по вечерам в будни и уволился бы с основной работы, когда была бы набрана клиентская база. Такой переход более экологичен.
3. Нет или мало клиентов
В самом начале это норма, хотя и обидная. Большинству новичков так и не удаётся преодолеть это препятствие. Придётся много общаться, закупать рекламу и вести соц. сети. Последнее мне до сих пор даётся с трудом, но время диктует свои правила.
Есть разные факторы, которые влияют на занятость фотографа, например сезонность. Особенно она выражена у свадебных фотографов, которые в летний период нагружены по макушку, а зимой посасывают лапу.
В процессе набора клиентуры будут попадаться и неадекватные люди — всё как в обычной жизни.
4. Необходимость продвигаться
Пункт вытекает из предыдущего. Многие полагают, что достаточно качественно, вдохновенно, креативно фотографировать, а люди сами расскажут другим и клиенты автоматически подтянутся. Это отчасти правда, а реальность говорит о том, что вы идёте в высококонкурентный рынок, где молчунам не место. Нужно не только активно постить, но и вникать в рекламные механики, чтобы оставаться в плюсе после закупки рекламы.
5. Необходимость учиться
Рост в фотографии возможен только при непрерывном обучении. Перестаёте учиться — перестаёте расти. Но фотография — это предмет любопытства. Если вы здесь, значит вы готовы учиться.
6. Бухгалтерия
Наивно думать, что можно фоткать потихоньку, потихоньку нарабатывать клиентуру и потихоньку зарабатывать — брать наличку или принимать оплату на карточку физика. Для серьёзной работы предстоит зарегистрировать самозанятость или ИП. Во втором случае ещё придётся подружиться с бухгалтером или отдать бухгалтерию на аутсорс, но это позволит работать с более крупными клиентами.
Так или иначе, вы либо строите бизнес, либо нет. В первом случае бумажной работы не избежать, во втором фотография может быть хобби или работой в найме.
7. Обновление техники
У начинающих фотографов поначалу может быть иллюзия, что достаточно один раз хорошо вложиться в технику и больше не думать об этом. Даже при большом бюджете на фототехнику не получится купить фотоаппарат и объективы на веки вечные. Циклы цифрового мира гораздо короче, в сравнении с плёночным, технологии стали очень быстро устаревать. Планируйте обновление техники не позднее 4-5 лет, то есть это сразу нужно закладывать в бюджет. Оптика конечно живёт дольше, если с ней хорошо обращаться, но и её парк приходится обновлять и расширять. Это справедливо и в отношении источников света.
8. Поиск стиля/ переход в другой жанр
Я пока не встречал людей в фотографии, которые с покупкой фотоаппарата приобретали бы знания о том, в каком жанре будут снимать и в каком стиле. Это существенный путь поиска. И казалось бы, вот вы нашли любимый жанр съёмки, нащупали стиль — живи и радуйся, но однажды вам станет тесно в этом стиле и в жанре в целом. Тогда почти всё заново. Кого-то это может разочаровать.
9. Выгорание
Этот пункт может быть продолжением предыдущего, но ситуация может сложиться так, что вы и не заходили в фотографию, а выгорание заработали. Как такое может произойти? Я уже упоминал, что в начале пути фотографа заказов нет либо их очень мало. В поисках заработка на фотографии новичок просматривает вакансии и натыкается например на предметную съёмку или на съёмку в местах скопления людей (парки развлечений и т. п.). Но по сути к фотографии такая работа имеет очень отдалённое отношение, так как это конвейер и рабский труд. Соглашаться на неё можно, если вы готовы к потоку без творчества, только ради денег.
10. Зависть (хейтинг) и обесценивание
Моё любимое. Когда вы говорите близким, друзьям, что уходите с работы и теперь будете зарабатывать фотографией, большинство из них считают, что вы не просто пошли против системы, но и находитесь в опасности — вас как можно скорее надо спасать. Часы разговоров о том, что нужно бросать это гнусное дело и идти на завод, как все нормальные люди.
Однажды ваши фотографии начнут подворовывать — признак того, что вы больше не новичок. Примерно в это же время вы начнёте получать говнокомментарии к своим работам. В этих комментариях не будет никакого конструктива, только эмоции.
Но знаете что? Всё вышеперечисленное — проверка на прочность вашего желания быть фотографом. Рассматривайте все эти препятствия как тренировку, тогда вас почти невозможно будет сломить.
Если вы уже сталкивались с какими-то из этих препятствий, делитесь в комментариях, как столкнулись с ними и как преодолели.
Во второй части статьи приведу алгоритм, по которому двигался бы сейчас, если бы решил стать фотографом.